Про Венесуэлу. Но сначала хочу попросить вас подумать над двумя гипотетическими ситуациями и сказать, на чьей стороне, как вам кажется, будет справедливость и кого вы будете поддерживать?

1. Представьте, что упырь Пригожин дошел бы до Москвы, повесил бы упыря Путина и занял бы его место.

2. Представьте, что американский спецназ завтра похищает Лукашенко и сажает в тюрьму на пожизненное.

А теперь про Венесуэлу.

Основной ошибкой обывателя, как мне кажется, является то, что он представляет себе борьбу добра со злом примерно так: бескорыстный и безупречный рыцарь в сияющих доспехах на белом коне борется с мерзким и отвратительным злом. Рыцарь, естественно, побеждает, ничего не требует за свою победу и уезжает в закат искать новое зло. Освобожденные от злой колдуньи жевуны и мигуны устраивают праздник, восстанавливают справедливость и живут после этого долго и счастливо.

И для обывателя любой герой будет недостаточно хорош. Один ходит с бутербродом на русские марши, другой играет членом на рояле, а третий – слащавый какой-то, подпудренный, как баба, весь такой... одно слово – румын. Разве достоин такой человек спасти его, сидящего на продавленном диване обывателя, от страшного зла? Нет, конечно. Будем искать.

В реальности все гораздо страшнее. Протестанты режут католиков. Освенцим воюет с Колымой. Расистская Америка бьется с императорской Японией, строящей лагеря смерти. Колониальные империи сражаются с "освободителями", которые через пять лет сами станут тиранами. Каждый конфликт при внимательном взгляде начинает напоминать не битву добра со злом, а войну тупоконечников с остроконечниками – с моральными речами, с уверениями, что Бог, разумеется, на их стороне, с обелением себя и с очернением своего противника.

Но проблема не в том, что нет рыцарей. Проблема в том, что рыцарская модель вообще не работает. Она предполагает, что зло – это персонаж. А в реальности зло – это процесс. Медленный, скучный, бюрократический. Сначала закрывают газету. Потом переписывают закон. Потом "временно" остаются у власти. Потом уже поздно.

И вот серый секретарь медленно и методично расставляет своих людей на главных постах. Занимается интригами и подковерной борьбой, отбирая людей не по их заслугам, а по их лояльности. Чтобы на их фоне казаться гением всех времен и народов. Никогда же такого не было и вот опять. Мы все время опаздываем, потому что ждем появления чудовища. А оно не появляется. Оно оформляет документы и редактирует кадровые списки.

А теперь про самое главное. Про то, что делать дальше. Если мир каждый раз вынужден выбирать между отвратительным и ужасным – значит, система сломана. Системным решением была бы не новая война, а новые правила игры. Вестфальский мир 1648 года установил принцип суверенитета. Государства договорились не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Это остановило религиозные войны, но создало другую проблему – теперь диктаторы прячутся за суверенитет. Значит нужен новый Вестфальский мир. Только не про границы и не про религию, а про легитимность власти.

Лечение запущенной болезни (диктатуры) обходится миру слишком дорого. Надо заниматься профилактикой. Не давать генеральным секретарям, диктаторам, аятоллам, религиозным фанатикам и прочим чучхе напиться кровью, окрепнуть и окуклиться.

Нужна реформа ООН. Нужно изменение законов. Нужен Международный суд, который внимательно следит за процессом появления новых диктаторов во всем мире. Запрещаешь независимые СМИ – первое предупреждение. Разгоняешь мирные демонстрации – второе. Сажаешь своих оппонентов в тюрьму – третье. Фальсифицируешь выборы – четвертое. Контролируешь все органы власти – пятое. Изменяешь конституцию под себя – шестое. Не уходишь от власти – седьмое. Финансируешь террористов – восьмое. Устраиваешь диверсии в соседних странах – девятое. Начинаешь войну – десятое. Все диктаторы говорят о своей уникальности, но на самом деле все они практически одинаковы.

Предохранители должны срабатывать до начала войны. Собрал Фулл Хаус – международный суд признает тебя нелегитимным диктатором и запрещает другим странам все связи с тобой. И заранее, хладнокровно готовится к демонтажу диктатуры – экономическому, политическому, институциональному.

Не надо разговоров про джамахирию, халифат, духовность, суверенную демократию, особый путь и про то, что это "народ так хочет". Это – вранье. Зло должны побеждать не рыцари на белом коне, а правила, введенные вовремя.

Дмитрий Чернышев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены