Мою манеру писать как-то назвали спокойно-насмешливой. На самом деле, харизмы обличительства у меня нет, как говорил про себя протоиерей Александр Мень, а пафос всегда казался мне пошлостью. Но предмет этих заметок таков, что никак нельзя остаться спокойным и насмешливым.

Происходящее вокруг ультиматума России, для передачи которого Украине Кремль воспользовался услугами своего союзника Трампа, и сам ультиматум – это открытое глумление на могилах Бучи, Мариуполя, жертв каховского потопа и ежедневных обстрелов. Миру предложено принять как данность возможность изменения границ в Европе и сокращение армии страны, пострадавшей от агрессии, а не агрессора. Глумятся не Трамп с Путиным, а русский и американский народы, потерявшие, как и весь мир, способность к эмпатии, к состраданию.

Даже не потерявшие, а сознательно отказавшиеся от способности к состраданию. В одной из недавних публикаций мы с Борухом Таскиным напомнили слова Илона Маска об эмпатии как самоубийственной слабости цивилизации, противопоставив им известное высказывание Ханны Арендт о потере сострадания как первом шаге к варварству. Цивилизованный мир уже давно на этом пути, и в авангарде Россия, родина тоталитаризма, беспрерывно существующего в той стране с 1917 года. Варваризация и дегуманизация мира началась с Первой мировой войны и октябрьского переворота.

Но от способности к состраданию русский народ отказался не в 1917 году. И даже не отказывался – сострадания по отношению к жертвам собственных преступлений против других народов у него вообще никогда не было. И сейчас бессмысленно рассчитывать на сострадание к жертвам геноцида украинцев. Этот геноцид, как истребление евреев нацистской Германией, сплотил русский народ, стал предметом его гордости. Некоторые агитпроповцы цепляются за устаревшие приличия, в частности, толкуют резню в Буче как украинскую инсценировку. Вроде того как десятилетиями называли Катынский расстрел делом рук нацистов. Но эти пропагандисты отстали от жизни – уничтожение украинцев и Украины становятся главной тоталитарной скрепой.

Такой же скрепой для американского народа уже стала мигрантофобия. И это только начало.

Может, теперь, когда стало очевидным, что Путин – властитель мира, а Трамп у него на посылках, пора перестать называть Путина ничтожеством, дураком, безумцем? Признать, наконец, что он переплюнул всех злодеев и тиранов в истории и современности, что он номер один в их ряду. И что сила его ума и таланта в том, что с его уходом ничего не изменится.

Путин и его окружение поняли не только русский народ. Они поняли мир. И вертят им, как хотят. Связывать с уходом Путина надежды на изменения к лучшему бессмысленно и опасно. Столь же опасно, как оправдывать намеренное и продуманное злодейство глупостью и безумием. Корень зла в русском народе, в его системе ценностей и картине мира, в его идентичности, в его критериях самооценки.

Кремлю мир не нужен, но не только потому, что он побеждает и на поле боя, и в дипломатии, и в экономике. Ему и победа – полная и окончательная – не вполне желательна. Только как старт для продолжения войны, той самой эскалации, которой так боятся еврократы, погубившие себя и Европу своей трусостью.

Мир – окончательный, стабильный, длительный – привел бы к непредсказуемым переменам в элитах разного уровня и во всем социуме. Мир означал бы дестабилизацию сильной и укрепляющейся системы, основанной на тоталитарном консенсусе, важнейшей частью которого является милитаристская одухотворенность масс.

Хотя партия мира в России есть. Но эмпатия ей абсолютно чужда.

Еще во время первого Майдана я сказал, что режим в России будет ужесточаться при любом исходе событий в Украине. Либо с досады, либо от уверенности во вседозволенности. Будут новые политзэки с огромными сроками. И ничто не поможет тем, кто эти сроки уже отбывает. В свободном мире о них вспоминают только маргиналы. А в России абсолютное большинство населения рвется устроить над уже осужденными народную расправу. И над новыми жертвами тоже.

Это происходит от вседозволенности, а вовсе не от страха, как утверждают те, кто тридцать лет пророчит распад России. Гораздо вероятнее распад Украины, Европы и НАТО.

Всё происходящее – это крах элит свободного мира. В России шпана во власти – это норма. Теперь шелупонь пришла во власть в Америке. Да, миллиардеры тоже могут быть шпаной. Постепенно шпана прибирает к рукам Европу. Растерянность лидеров Германии, Франции, Британии очевидна. Сегодня они дают согласие на уничтожение Украины и украинцев. Завтра выяснится, что возможен мир без их наций и стран – Виктор Орбан давно уже сказал, что слабые нации исчезнут, останутся только сильные. И любой народ может быть объявлен слабаком, обреченным на уничтожение. Тем, кто выбрал нынешних национальных лидеров, винить будет некого. Только самих себя. Отказ от сострадания ведет к гибели и людей, и наций.

Дмитрий Шушарин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter