Когда в 90-е годы объединенная Германия начала постепенно сокращать свой немалый военный арсенал и доставшиеся от ГДР огромные запасы вооружений – в европейских столицах, в Вашингтоне и в Москве с облегчением вздохнули. Страх, что после падения Берлинской стены воссоединенные немцы вспомнят про свои любимые военные игры и накопленные исторические обиды, возобновив блуждание танковых колонн по Европейскому континенту – был очень высок.

Да и общее разоружение Европы после Холодной войны не встречало сопротивления. Те американские публицисты и политики, а так же вторящие им комментаторы, пишущие о глупости разоружившихся европейцев забывают, что именно такой мир и казался наиболее рациональным за океаном. Штаты, как основной военный механизм западного мира и европейцы, в качестве сил поддержки и обеспечения тыла. И логика была очевидной – за все время существования США именно из Европы и исходили главные проблемы. В 19-м веке прямая угроза существованию молодой демократии и риски военного столкновения с могущественными Британской и Французской империями, в 20-м две мировые войны, неизбежно втягивающие в свою орбиту и Штаты, заставившие заплатить сотнями тысяч жизней за вечную и бессмысленную возню европейцев из-за пары спорных провинций.

Именно Европа веками была главным военным актором планетарного масштаба с постоянными войнами и сварами, затрагивающими и остальные уголки планеты. Потому и идея демилитаризовать Европу, особенно ее центр и вечного возмутителя спокойствия – Германию – казалась абсолютно логичной. Отобрать военные железки и отправить на счастливую пенсию в мир социальной справедливости, сотрудничества и открытых границ.

И механизм достаточно долго и исправно работал. И продолжал бы работать и дальше, пока где-то на востоке континента "выдающиеся геополитики" не заинтересовались историей и картами 19-го столетия. Неправильные декабристы разбудили не того Герцена. И, как итог – прежняя реальность постепенно возвращается, Германия вооружается, Польша копит войска и претензии, скандинавы выходят из нейтралитета, Франция с Британией вынуждены тоже вспоминать прошлое.

Как мы видим – разбудить прежние обиды, реваншистские настроения и жажду геополитических и имперских приключений несложно, если постараться. И все это только дремлет, чуть прикрытое приличиями и новомодным политесом. Но в любой момент может пробудиться вместе с воспоминаниями и опытом бесчисленных войн на протяжении бесчисленных веков.

Россия столь уверенно бродит по буфету просто потому, что она проснулась первой и пользуется этим, больно и обидно подшучивая над соседями, пока еще ворочающимися в кроватях. Вот только, когда они вынужденно встанут и присоединятся к игре – будет уже не так весело.

Но кто об этом сейчас думает... Это же случится в будущем, а значит, по нашему новомодному календарю – никогда. У нас же разрешены только два времени – сегодня и вчера...

Европейцев разоружали вполне сознательно, во избежание повторения ошибок прошлого.

В девяностые и нулевые эта мысль казалась очевидной и то, что кто-то может захотеть повторить в голову не приходило.

Наивные...

Андрей Никулин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены