Пишет Михаил Ямпольский : "Я полагаю, что с лета этого года произошло незаметное изменение в форме государственного устройства России. Сегодня мы имеем дело с ограниченной диктатурой и половинчатым чрезвычайным положением."

Я тоже так полагаю. Это "половинчатое чрезвычайное положение" сочетающееся с борьбой приватизировавших государство кланов наверху (внутри "премиального класса", по выражению Г. О. Павловского), и массовой аномией внизу (внешне проявляющейся как пофигизм по отношению к собственной жизни, агрессивное неприятие любого "другого", массовая неспособность к кооперации), которая делает насилие ответом на все вопросы совместной жизни и решением всех социальных и экономических проблем - его следует понимать как холодную гражданскую войну.

Ещё одно проявление - это отсутствие содержательного интереса к другому, нежелание дискутировать (о важном), разрабатывать позиции, отстаивать своё мнение (а не только правоту!) (сошлюсь тут на свою статью в "60 параллели").

Она плавно превращается в открытую гражданскую войну "всех за себя против всех" - не непременно, но при некоторых обстоятельствах. Они-то как раз и являются самой важной проблемой в исследованиях российского общества, которые опять же поразительно мало интересны тем. кто в этом обществе живёт (те исследования, которые осмысляют то, что есть, а не подтверждают чью-то правоту). Я об этом столько уже рассуждал в этом блоге, что уже даже надоело.

Но, кроме всего нехорошего, что можно "по этой теме" сказать про уходящий 2012 год хорошего:

1) вместе с "Болотным процессом" и делом Pussy Riot публичные дискуссии стали выходить из пост-советского безвременья, тематической и энергетической пустоты. У нас уже не пост-советские темы, дискуссии и страсти.

2) Аресты и процесс 6 мая, и "плохо написанные" законы, о которых пишет Ямпольский, как ни странно стали формировать уличную политику. С одной стороны - выход на улицы столиц превращается из занятия небольшой группы сильно ангажированных граждан ("программа 31") в навык и часть массовых повседневных умений, пусть для небольшой группы и почти исключительно столичных граждан - но всё-таки это уже массовый навык, массовые умения.

Как недавно кто-то писал, это - большой тренинг. Те, кто выходит, оказываются в открытой , т.е. политической ситуации: может произойти всё что угодно. Можно и домой не вернуться.

Но и те, " с другой стороны баррикад", тоже в открытой ситуации: что делать если толпа не рассосётся под ОМОНовскими дубинками? Что делать, если прольётся серьёзная кровь на улицах, и после этого толпа не рассосётся (тут и "список Магнитского" подкрался).

И такая ситуация, как я понимаю, должна вести к тому, что и с той и с другой стороны могут вызреть структуры, берущие на себя (публично!) ответственность и координацию - и договариваются между собой. Могут появиться но не вызреть, но этот вот этап массовой хаотической мобилизации миновать невозможно, и вот он всё-таки начался. Полтора года назад (в другой стране!) я писал об этом процессе развития самоорганизации населения страны как единственной перспективе, которая может удержать её от распада - т.е. именно от "настоящей гражданской войны".

Шансы очень слабые, но ситуация всё-таки открытая. Посмотрим.

Михаил Немцев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены

Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция